Шестой по счёту мост планируют построить в Туве через реку Енисей – в районе села Баян-Кол. Глава республики Владислав Ховалыг поручил Минтрансу РТ в 2025 году разработать и представить правительству республики его проект. Решение принято в ходе обсуждения итогов работы дорожно-транспортного комплекса Тувы в минувшем году и задач на будущее.
Как пояснили в министерстве, изначально речь шла не о строительстве моста. В 2021 году на выборах Главы Тувы к Владиславу Ховалыгу обратились жители сел Баян-Кол и Терлиг-Хая с просьбой построить к ним асфальтированную дорогу. Села с населением около 2 тысяч человек связаны с остальной республикой единственной грунтовой дорогой, зажатой на узкой полоске земли между Енисеем и южными отрогами Уюкского хребта Западного Саяна. Каждый год её разрушают то талые, то дождевые воды, несущиеся с гор. И оба села тогда превращаются в недоступные «острова», хотя расположены всего лишь в 78 км от столицы республики.
Возможно, строительство дороги по всем стандартам водоотведения, действительно, решило бы проблему круглогодичной доступности поселений. Однако расчеты показали, что прокладка асфальтобетонного полотна с устройством дренажных сооружений обойдётся республике в 2,6 млрд. рублей. Выделение таких средств не представляется возможным. Во времена СССР в этих местах добывали ртуть, однако затем в связи с крайней опасностью добыча её была запрещена во всем мире, и Терлиг-Хаинский завод, успевший отгрузить более 380 тонн самородной ртути, закрылся. Запрет действует и сейчас, что не оставляет никаких надежд на возрождение ртутного производства.
Тем не менее, Владислав Ховалыг не отказался от решения поднятой баянкольцами проблемы. На нее «зашли» со стороны Енисея, на берегу которого расположено село. От Баян-Кола до федеральной трассы Р257 по прямой через реку всего 2 км. Нужно только построить мост, причем, не обязательно капитальный. К тому же, у республики уже был опыт строительства быстровозводимого разборного моста по технологиям, используемым военными, в районе села Кара-Хаак. Подсчитали примерные затраты, и оказалось, что такой мост будет стоить, как минимум, втрое дешевле дороги – около 800 млн. рублей. Важно и то, что построен он может быть в кратчайшие сроки.
Вариант с быстровозводимым мостом позволил Главе республики добиться включения его в пятилетний план развития региональных дорог, который предусматривает участие Росавтодора, прежде всего финансовое. Начало проектных работ означает, что идея строительства Баян-Кольского моста через Енисей из стадии инициации перешла к этапу выработки технических решений и расчётов.
Напомним, что похожий по технологии Кара-Хаакский мост длиной 327 метров и грузоподъёмностью до 60 тонн через Большой Енисей был возведен в 2018 году военными строителями за одно лето. Он исправно служит вот уже 6 лет. Самый старый мост через Енисей – Коммунальный – был возведен в 1963 году и модернизирован в 2019-м. В 1990 году ниже по течению от Коммунального был запущен Транспортный мост в объезд Кызыла. В 1999 году заработал Кок-Тейский мост через реку Малый Енисей, который соединил материковую Туву с её восточными районами – Тоджинским и Каа-Хемским, сообщение с которыми до того момента было паромным. И, наконец, в 2022 году был завершен мост через Большой Енисей в Тоджинском районе.
Республика продолжает покорять самую большую и мощную реку России – Енисей. Вслед за Баян-Кольским мостом, а возможно и параллельно с ним, есть планы с участием частного инвестора начать строительство еще одного, седьмого по счету перехода в районе Бельбейской паромной переправы через реку Каа-Хем или Малый Енисей. Он откроет круглогодичное автомобильное сообщение с малоосвоенной частью таежной Тувы, которая заселена сейчас в основном старообрядческими общинами.