Федеральные показатели бедности регионов не учитывают особенности территорий – власти Тувы

Федеральные показатели бедности регионов не учитывают особенности территорий – власти Тувы

В беседе с «Московским комсомольцем в Тыве» причудами статистики назвал первый заместитель председателя правительства Республики Тува Александр Брокерт федеральные показатели бедности регионов. По его мнению, они не учитывают ни структуру экономики регионов, ни их географическое положение и транспортные особенности.

Напомним, вице-премьер Татьяна Голикова в ходе дискуссии на Российском инвестиционном форуме в Сочи назвала Туву — регионом с самым высоким уровнем бедности населения.

Согласно представленным материалам, в 2017 году уровень бедности в Тыве составил 41,5%. В 2018 году уровень бедности повысился, при этом к 2024 году регион должен снизить уровень бедности до 10%.

Первый заместитель главы Республики Тыва Александр Брокерт

«С особенностями федеральной статистики мы столкнулись при подготовке предложений для реализации в рамках национальных проектов, – отметил Александр Брокерт. – Она изначально зачисляет в разряд бедных сельскохозяйственные районы, хотя это не совсем правильно». Например, как сообщил первый заместитель председателя правительства Республики Тува, к разряду бедных слоев населения относится чабан, у которого более тысячи голов скота. «Не надо обладать особенными математическими способностями, чтобы оценить, что капитал такого человека в Туве более 5 млн рублей, – отметил Александр Брокерт. – Но официальная статистика этого не видит».

Кроме того, по его мнению, совершенно неразумно федеральными органами оценивается рост численности населения республики. «С одной стороны, считается благом сам факт роста населения, – считает Александр Брокерт. – А, с другой стороны, большое количество детей становится фактором, который якобы неблагоприятно влияет на материальное положение семьи».

Органы статистики довольно формально учитывают фактор численности семей. «Наши семьи рожают защитников Родины и новых потенциальных тружеников, но получается, что, по статистике, появление каждого нового ребенка автоматически делает семью более бедной, – отметил Александр Брокерт. – Странным образом семья, где есть один ребенок, считается более благополучной по сравнению с семьей, где живут пять детей. Реальность такова, что не каждая семья с появлением нового ребенка может тут же увеличить свой доход. При этом надо не забывать, что материнский капитал, который выплачивается за второго ребенка, в силу довольно серьезных ограничений его использования не может считаться дополнительным доходом».

По словам первого заместителя председателя правительства, Республика Тува остается удаленным, приграничным регионом, где сам факт наличия государственной границы накладывает определенные ограничения на развитие хозяйственных связей. Придание тувинским пограничным переходам статуса многосторонних, а также придание аэропорту Кызыла статуса международного дало бы серьезный импульс к развитию приграничных районов Тувы, и, в конечном счете, повлияло бы на снижение уровня бедности. «Развивать бизнес в условиях, когда граница запечатана, не так просто, – сообщил Александр Брокерт. – Двусторонние переходы, которые сегодня реально действуют на границе, накладывают серьезные ограничения, когда многими товарами нет возможности торговать. Только недавно были сняты ограничения на торговлю лесом, но до сих пор существуют запреты на продажу ГСМ и других товаров».

Как отметил первый вице-премьер Тувы, даже перспективная угольная промышленность республики находится в неравных условиях по сравнению с другими регионами. «Отсутствие железной дороги и надежных источников электроэнергии является определяющим фактором, которые влияют на инвестиционную привлекательность республики, которой пока федеральные органы не намерены предоставлять хоть какие-то льготы, – заметил Александр Брокерт. – Получается, что все сделано в интересах индустриально развитых субъектов федерации, а таким регионам, где ВРП в расчете на душу населения ВПР в два раза ниже, чем в среднем по стране, рассчитывать особо не на что».

Александр Брокерт сделал свое заявление по запросу "МК в Тыве"  после реплики Главы республики с Сочинского инвестиционного форума на  своей странице в социальных сетях. В ней Шолбан Кара-оол ответил на слова вице-премьера российского правительства Татьяны Голиковой о «беспрецедентной» бедности Тувы, где 41,5 % населения, или более 130 тысяч человек, считает она, живут на детские пособия.

Глава Тувы Шолбан Кара-оол рассказал, что в число посчитанных Росстатом бедных  входят около 40 тысяч ЛПХ, многие из которых занимаются разведением скота в статусе личного хозяйства, освобожденного от всех налогов. 

Вместе с тем Шолбан Кара-оол  признал, что от  других регионов России Тува, действительно, отстает  по уровню доходов заметно.

«Мы всегда говорили, что по показателям уровня бедности республика находится в «зоне риска». Действительно, мои земляки живут в сложных условиях и мужественно преодолевают любые трудности благодаря собственному труду, выносливости, терпению. Поэтому все наши силы и брошены на решение инфраструктурных проектов», - отметил Кара-оол.

Главная причина отставания  – в отсутствии, прежде всего, транспортной инфраструктуры. Республика остается одним из 6 регионов РФ, не имеющих железнодорожного сообщения. Экономически с остальной Россией её связывает  сегодня только  автомобильная дорога Р-257 «Енисей».  Если учесть, что более 65 % всех жизненно необходимых товаров в Туву завозится дорогим  автотранспортом извне, то даже  чабан с хозяйством на 1,5-2 млн. рублей попадает в число малообеспеченных. 

Причем, дело даже не в высоких ценах на ввозимые товары. Куда серьезнее тот факт, что транспортная изоляция региона практически выключила это чабана, а с ним и всю Туву из полноценного рыночного обмена со страной. По сути, вся экономика республики сегодня живет за счет внутреннего оборота, который ограничен размером  регионального бюджета. Проще говоря, вся республика живет за счёт кошелька работников бюджетной сферы.

Только в последние годы благодаря настойчивости властей Тувы начали намечаться  варианты прорывов в транспортной замкнутости республики. Не дождавшись начала строительства железной дороги, которое откладывается с 2009 года,  правительство Тувы сосредоточилось на других направлениях. В частности, Глава  республики Шолбан Кара-оол активно лоббирует  развитие воздушных линий. В результате сегодня в Туве действует 4 межрегиональных маршрута – Красноярск, Иркутск, Новосибирск и Москва.

В 2018 году завершилась реконструкция аэродрома в Кызыле, который получил возможность принимать суда всех типов. Это позволило республике поднять вопрос об открытии международных перевозок. Отдельным проектом является также модернизация пункта перехода на российско-монгольской границе – КПП «Хандагайты». Этот пункт венчает федеральную автотрассу Р257, и, настаивая на расширении его статуса до многостороннего, Шолбан Кара-оол  намерен открыть  Туве и югу Сибири  на  рынки Монголии и Китая.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру